Что такое фреска?

Техника фресковой живописи с давних пор является ведущей техникой стенных росписей. Она получила распространение  со второго тысячелетия до н. э., с периода Эгейское искусства. Наивысшего расцвета достигла в античной художественной культуре, когда  применялись многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. Доступные  исходные  материалы: известь, песок, окрашенные минералы и условная простота, долговечность техники обусловили востребованность фресковых полотен в античном мире. С первых веков нашей эры картины, технически схожие с фреской, начали  появляться в Индии, Средней Азии. Средневековая фреска зародилась в Древней Руси,  Византии,  (10-12 вв. и 14-17 вв.), когда свои работы создавали такие мастера, как  Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий. 

Фресковую  живопись разрабатывали  в Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и  прочих странах. Значительного подъема данное искусство достигло в творчестве художников эпохи Возрождения в Италии, здесь можно  назвать Микеланджело, Рафаэля, Джотто, Мазаччо, а также Леонардо да Винчи, с его прославленной работой «Тайная Вечеря».

Поверхность фрески —  гладкая  либо зернистая, штукатурка может быть также  двух типов: «грунтовка» и «штукатурка». В первом случае это смесь песка с известью, во втором — смесь извести, мелкого песка и мельчайшей мраморной пыли.

Помимо  самой фрески, с  древности существует  роспись по сухой штукатурке: мастер Ченнини различал собственно фреску: живопись по сырой штукатурке.

И технику, представленную в трактатах — античные мастера завершали изображение «по сухому» при помощи темперы, поверхность античной фрески подвергалась полировке горячим воском.
С XVI столетия в Италии появилась «чистая фреска» либо «буон фреска», без темперы, когда применялись 2-х слойные грунты, верхний из которых наносился на тот участок, который живописец планировал закончить на протяжении дня или двух.

Этот способ впервые упоминается в трактате того же Ченино Ченнини (1437): мастер должен был начать и завершить работу до того, как высохнет известь, иначе придется удалять соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Поэтому техника фрески требует быстрой и уверенной работы.

Виды техник
Техника «а секко» представляет собой живопись по сухой штукатурке красками, с добавлением различных связующих веществ: яйцо —в темперной живописи, масло, клей, известковая вода.

При методе под названием «а меццо-фреско» происходит наложение красочного слоя на сырую или вновь увлажненную основу, при этом слой не может проникнуть глубоко.

Способ «фреско-секко» представляет собой живопись известковой водой по известковому же раствору, с добавлением гашеной извести и речного песка. Палитру цветов при этом можно расширить, если добавить казеин. Клеевая либо казеиновая живопись была популярна в средние века и в античности.

Следует также упомянуть античную технику «стукко-люстро», применяемую, чтоб изобразить мраморные колонны. При этом использовали мраморную пыль, смешанную с известью, что схоже с техникой фрески.

Поверхности под фрески, оштукатуривание
Под фресковую роспись подходят: кирпичные, каменные и бетонные поверхности при условии, что они не выделяют солей, кладка должна быть выполнена на известковых или смешанных растворах с применением пуццоланового портландцемента.

Пуццолановый портландцемент — гидравлическое вяжущее вещество, получаемое в результате совместного тонкого помола портландцементного клинкера, активных минеральных добавок:

Трепел;
Диатомит, пемза;
Гипс.
Бетонные плоскости из обычных цементов без специальной подготовки не годятся для использования под роспись из-за известковых солей, выделяемых из цементных растворов. Не подходят и поверхности из шлакобетона, содержащие сернистые соединения. В этом случае штукатурка изолируется от поверхности специальной сеткой или керамическим слоем. Поверхности из природного камня, известняка, туфа и песчаника хороши для фресок, но перед оштукатуриванием должны быть обработаны для более качественного сцепления со штукатуркой.

Обсуждение закрыто.